1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Саперный пер. 13
Дом 13. Вид в сторону ул. Восстания Мемориальная доска М. И. Хилкову Архитектурные деталиДоходный дом С. Ф. Англареса. 1880–1881
В середине XIX века участок принадлежал наследникам титулярного советника Кирилла Александровича Куличкина. Здесь стоял двухэтажный деревянный дом.
Нынешний дом построил в 1880–1881 годах архитектор Павел Петрович Дейнека (Дейнеко) (1832–?). Он был аттестован Академией Художеств в 1852 году и работал в основном в Гатчине, Кронштадте и Царском Селе. Дом № 13 — один из самых нелепых и забавных в Санкт-Петербурге. Известно, что его построили по заказу владельца С. Ф. Англареса. В одних источниках указывается, что он был купец, в других — гвардейский офицер. Существует два архивных материала по этому дому. Есть утвержденный проект архитектора Дейнеки и изображение фасада этого дома в материалах Городского кредитного общества.
Фонд этого общества содержит любопытные документы. Дело в том, что в Петербурге практически не было ни одного дома, который не был бы заложен. И когда домовладелец обращался в Кредитное общество с просьбой о ссуде под залог своего дома, он обязан был представить все сведения и приложить рисунок фасада. Так вот, на рисунке фасада дома № 13 такого обилия лепных украшений еще не было. Но уже были Геркулесы у подъезда. В архитектурном отношении домовладелец вполне обнаружил свой вкус, дополнив проект Дейнеки.
По крайней мере с 1913 года и до революции домом владел Максим Петрович Градусов. С жильцами этого дома связаны несколько замечательных историй.На доме № 13 недавно была открыта мемориальная доска, сообщающая о том, что здесь в 1908–1909 гг. жил министр путей сообщения Михаил Иванович Хилков. Собственно в роли министра он тут не жил — у него была тогда казенная квартира на Фонтанке, а здесь он поселился уже выйдя в отставку и провел в Саперном переулке два последние года своей удивительно богатой приключениями жизни. Квартира бывшего министра на первом этаже не сохранилась — здесь открыт мебельный магазин.
Хилковы принадлежат к числу самых родовитых боярских фамилий России. Даже Романовы выглядят по сравнению с ними выскочками. Так вот, Михаил Иванович, родившийся в 1834 году, имел весьма оригинальную биографию. Когда в начале царствования Александра II в первый раз рухнул железный занавес, и российским гражданам был существенно облегчен выезд за границу, русские наводнили собой всю Европу. Баден-Баден стал общероссийской дачей. А князь Хилков уехал в Америку учиться железнодорожному делу. Там в очень короткий срок он прошел путь от рядового машиниста до, как бы мы сейчас сказали, топ-менеджера и изучил организацию строительства и эксплуатации железных дорог во всех деталях. Потом Хилков на три года (1882–1885) оказался в Болгарии, где работал министром общественных работ, путей сообщения, торговли и земледелия. А когда в России развернулось активное строительство железных дорог, Хилков вернулся на родину. Он был одним из самых активных сподвижников Сергея Юльевича Витте в бытность того на посту министра путей сообщения, а когда тот стал министром финансов, он сменил Витте на этом ответственном посту. 1895–1905 — время министерства Хилкова — это самые важные годы в истории наших железных дорог. В 1891 году началось строительство Транссиба — главной дороги страны. А уже в 1904-м эта дорога сыграла важнейшую роль в переброске наших войск на Дальний Восток. Кто-то из современников сказал, что князь Хилков — самый опасный противник для Японии. Железнодорожники всегда помнили имя Хилкова — заслуги этого министра настолько велики, что ему прощалось даже княжеское происхождение. Очерки в железнодорожной прессе, посвященные ему, рисуют нам чуть ли не романтического супергероя. Может быть, авторы их не столь уж и неправы.
Однако железными дорогами заслуги Хилкова не ограничиваются. Он был едва не первым автомобилистом в нашей стране и в качестве министра путей сообщения многое сделал и для развития этого вида транспорта. Краткий перечень его автопутешествий вызывает уважение и сегодня, а ведь надо помнить, что в начале 1900-х автомобили и дороги были совсем не те, что ныне. К тому же и самому Хилкову было уже под 70 лет. Чтобы понять, как он выглядел в те годы, достаточно взглянуть на известную картину И. Е. Репина «Заседание Государственного Совета», где Хилков в числе прочих министров изображен на министерской скамье. В числе этюдов к картине есть и отдельный портрет Хилкова.
Кстати, вблизи от дома Хилкова, на углу Знаменской и Саперного, произошла одна из первых в Петербурге аварий с участием автомобиля.
Имение князя Хилкова, Дубровку, правда уже после его смерти, часто посещали Анна Ахматова и Николай Гумилев.С домом № 13 по Саперному переулку связана романтическая история, следы которой до сих пор остались в названиях наших дачных местностей Ольгино и Александровского.
Саперный переулок удивительно богат на места, связанные с именем замечательного поэта Марины Ивановны Цветаевой. Для Петербурга это большая редкость, а в Саперном переулке таких мест целых три. Про дом № 10 и "Нездешний вечер" мы уже говорили. А в доме № 13 на Саперном переулке жила Анна Яковлевна Трупчинская, урожденная Эфрон. Как нетрудно догадаться, это старшая сестра Сергея Яковлевича Эфрона, мужа Марины Цветаевой. Вероятно, Цветаева, будучи в Петербурге, в Саперном переулке, не могла хотя бы на минутку не зайти и в дом № 13. Конечно, бывал здесь и Эфрон. А вместе с ним и его хороший знакомый Осип Мандельштам. О прогулке в компании с Эфроном и Мандельштамом вспоминает Елена Тагер, известная переводчица.