1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   18   19   20   21   22   23   24

Саперный пер. 17 / ул. Восстания 43 / Виленский пер. 2

Вид в сторону ул. Восстания

Доходный дом. 1874–1875

В середине XIX века участок принадлежал богатому купцу Алексею Федоровичу Калугину. Там стоял скромный деревянный одноэтажный домик. Но кроме этого участка купец владел огромным участком на берегу Невы, примерно в районе нынешнего Большеохтинского моста, и четырехэтажным каменным домом на Невском проспекте (неподалеку от угла с Литейным проспектом).

Современное здание построил в 1874–1875 годах архитектор Эдуард Федорович Крюгер (1829–1897). Он окончил в 1855 году Академию художеств, позднее получил звание академика архитектуры. В 2004 году журнал "Нева" (№ 7) опубликовал интересную статью Н. Щиголева и В. Исаченко "Династия художников", которая посвящена истории рода Крюгеров. Приводим фрагмент, касающийся Эдуарда Федоровича:

«Э. Ф. Крюгер строил доходные дома, но не только: есть в его наследии и производственные постройки, как на Б. Сампсониевском пр., 38, и весьма примечательное крупное здание Городского кредитного общества, ныне пл. Островского, 7 (банк “Санкт-Петербург”). Это здание, в меру строгое и изысканное, в стиле неоренессанс, построено в 1876–1879 годах совместно с В. Шретером и Э. Юргенсом и имеет в своем облике черты, свойственные почерку этих трех мастеров: тонкую прорисовку фасада, выделенный центр, рустовку и пр. В большом зале собраний на третьем этаже выступали Достоевский и Мусоргский. Там же состоялось в 1888 году первое выступление оркестра народных инструментов п/у В. В. Андреева (тогда — “кружка любителей игры на балалайках”). А в 1895 году здесь выступал, также впервые, молодой писатель Иван Бунин. Само же здание хорошо вписалось в ансамбль площади, созданной К. Росси.
Среди доходных домов постройки Э. Ф. (наб. кан. Грибоедова, 118; В. О., 18-я линия, 35; Разъезжая ул., 46; 5-я Красноармейская ул., 12–14; Средний пр., 34 и др. — все построены в 1860–1870 годах) отметим хотя бы четырехэтажный дом № 39 на улице Жуковского, стоящий в плотной застройке и являющийся звеном фасада улицы. Это очень “петербургский” дом, фасад которого выражает, если так можно сказать, характер автора. Здесь каждая деталь подчинена целому, здесь же, как, впрочем, и в других его постройках, нет диссонансов, все логично, строго и убедительно.
Более крупный масштаб характеризует пятиэтажный дом № 43 на улице Восстания, выходящий также в Саперный и Виленский переулки. Здесь те же элементы, но облик иной, более представительный, что оправдано расположением в пространстве. Фасады отмечены крупными рустами, выявляющими основные плоскости, небольшими аттиками, немногими деталями. Мягко скошенные углы отмечают положение здания.
Дома № 39, 41 и 43 по 10-й линии В. О., также постройки Э. Ф., в 1891–1897 годы принадлежали А. И. Куинджи, устроившему на крыше одного из них свою мастерскую. В этих домах жили и другие видные деятели искусства: художники П. А. Брюллов, И. Я. Билибин, М. И. Зощенко, график П. А. Шиллинговский. Э. Ф. также надстроил и перестроил дом № 24 на 1-й линии В. О., где в середине XIX века жил купец Г. Шлиман, впоследствии знаменитый археолог, первооткрыватель древней Трои».

В 1900–1905 годах в этом доме жил Сергей Сергеевич Боткин (1859–1910), известный врач и коллекционер. Позднее он перебрался в свой собственный дом на углу Потемкинской (№ 9) и Фурштатской (№ 62), где проходили собрания «Мира искусства». Лит.: Чугунов Г. И. Валентин Серов в Петербурге. Л., 1990. С. 253–260.
Сергей Сергеевич Боткин, член знаменитой семьи Боткиных, родился в 1859 году в Париже. Его отец, Сергей Петрович, был знаменитым клиницистом, которому удалось вывести российскую медицину на совершенно новый уровень. Сергей Петрович был лейб-медиком императоров Александра II и Александра III. Лейб-медиком Николая II был его сын Евгений Сергеевич (брат Сергея Сергеевича), добровольно последовавший в ссылку вместе со своими пациентами и расстрелянный вместе с ними в Екатеринбурге.
Сергей Сергеевич тоже пошел по стопам отца. Он окончил петербургский университет, затем Военно-медицинскую академию. Оставленный по конкурсу при академии, изучал клиническую медицину в клинике своего отца. В 1888 году защитил диссертацию "Влияние солей рубидия и цезия на сердце и кровообращение в связи с законностью действия щелочных металлов" и отправился за границу изучать достижения европейской медицины. В 1892 году, по возвращении из-за границы, был избран заведующим отделением городской Боткинской барачной больницы. В 1898 году стал профессором академической терапевтической клиники, которую когда-то занимал его отец. Принимал участие в русско-японской войне в качестве уполномоченного Красного Креста.
Увлекался искусством и музыкой, собрал ценные коллекции художественных произведений, куда входили живопись и графика мастеров “Мира искусства”, рисунки Репина, Левитана, Васильева, русских академистов, и был избран непременным членом Академии художеств.

По крайней мере с 1913 года домом владел Вячеслав Фелицианович Заремба. Управляла домом Юлия Николаевна Лапотникова.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   18   19   20   21   22   23   24

Hosted by uCoz