1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Саперный пер. 24 / ул. Радищева 34
Дом 24. Корпуса 1 и 2. Вид с ул. РадищеваДоходный дом И. С. Белова. 1842 (угловой)
Здание молочного склада М. А. Краузе. 1908
Под номером 24 сейчас существуют два дома. В середине XIX века весь участок принадлежал купцу Ивану Степановичу Белову, который построил здесь трехэтажный каменный дом. Видимо, именно этот дом и сохранился на углу Саперного и нынешней улицы Радищева. Построили здание в 1842 году, по проекту известного архитектора Василия Егоровича Моргана (1800 — 1860-е), автора около сорока домов в центре города. Например, Басков пер., 7 (1834), Моховая ул., 42 (1842), 1 Советская, 8 (1844). В молодости Морган сотрудничал с О. Монферраном. Совместно с А. Я. Андреевым он перестроил съезжий дом Спасской части (Садовая ул., 58). Многие из домов Моргана были впоследствии расширены или надстроены. Дом на Саперном переулке пока избежал такой участи.
В начале XX века этот дом принадлежал В. А. Березовскому. В феврале 1902 года здесь жил Александр Иванович Куприн (1870–1938). Лит.: Фонякова H. H. Куприн в Петербурге – Ленинграде. Л., 1986. С. 235–236.
На месте нынешнего корпуса 1 дома № 24 стоял двухэтажный деревянный дом, принадлежавший тому же И. С. Белову. В 1908 году архитектор Гуго Оттонович Гиргенсон (1868–1949) построил весьма примечательное здание для молочного склада М. А. Краузе (позднее — товарищество "Помещик"). Гиргенсон окончил Рижский политехнический институт (1894) и стал руководителем фирмы по строительству промышленных сооружений. Он автор многих интересных производственных зданий, например альбомной фабрики С. С. Бехли на ул. Моисеенко, 22, Российской бумагопрядильной мануфактуры на Обводном канале 223–225, типографии А. А. Лашинского на М. Посадской ул., 23. После революции жил и работал в Германии.
Здание молочного склада было недавно капитально отремонтировано. В процессе реконструкции строители столкнулись с очень непростой задачей. О решении ее рассказал архитектор Сергей Цыцин: «При проведении капитального ремонта и реконструкции домов в центре строители обычно применяют наработанные схемы. Большинство домов в Петербурге — так называемые «трехстенки», имеющие две внешние и одну срединную стену, причем ограждающие стены являются несущими. За 100 и более лет существования домов их деревянные балки и перекрытия пришли в негодность. Заменить прогнившие балки, как это делается при реконструкции малоэтажных домов, невозможно — стены дома могут просто сложиться, как карточный домик, так как в данном случае перекрытия играют роль своеобразных дисков жесткости. Чтобы этого не произошло, демонтаж перекрытий в реконструируемых домах приходится проводить по «колодцам» в шахматном порядке, при этом они разбираются сразу по всем этажам дома, сверху донизу. Не демонтируемая часть дома как бы связывает стены дома, не давая им упасть. После заведения с помощью башенного крана железобетонных плит, которые будут выполнять роль новых перекрытий, приступают к реставрационным работам в остальной части здания.
Каждый петербургский дом — это всегда «загадка», поэтому часто приходится принимать нестандартные решения, искать неординарные выходы. Когда специалисты «Ленстройреконструкции» приступали к работе в доме на Саперном пер., д. 24, им пришлось столкнуться с одной из таких «загадок». Это бывшее производственное здание было построено шведами в 1908 г. и представляло собой нетипичную для Петербурга каркасно-ригельную конструкцию, не имеющую внутренних стен, а значит, она не обладала и необходимой жесткостью для проведения демонтажно-монтажных работ обычным способом. Специалистами «Ленстройреконструкции» было принято оригинальное решение, позволившее приступить к работам. Дом был разделен на три части. После того как были разобраны первая и третья части здания, башенным краном в образовавшемся «колодце» установили бурильные машины, с помощью которых выполнили буронабивные сваи, а уже на них возвели среднюю капитальную стену дома. После этого были смонтированы перекрытия, которые и связали стены. Затем эта же операция была повторена на средней трети дома, и дальше реконструкция пошла традиционным способом».