1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   22   23   24

Саперный пер. 21

Дом 21. Вид в сторону ул. Восстания

Доходный дом

В середине XIX века участок принадлежал Анне Андреевне Мертенс, наследнице титулярного советника. Там стоял трехэтажный каменный дом, который, видимо, позже был надстроен.

Самая яркая страница истории дома была написана в начале XX века. Здесь жили издатели толстого (т. е. литературного и общественно-политического) журнала "Северные записки" Софья Львовна Чацкина и Яков Львович Сакер. Журнал выходил с января 1913 года по январь 1917-го. Издатели по своим политическим убеждениям были близки к эсерам. Яков Львович родился в 1869 году. Учился в реальном училище, в последнем классе которого был арестован за политическую деятельность. Поскольку повод для ареста был ничтожный, да и лет Якову было всего 15, то его быстро выпустили. Он уехал в Германию, гда получил степень доктора права. Вернулся в Россию, по-видимому с прежними убеждениями, потому что последовала ссылка в Олонецкую губернию, потом в Полтаву. Профессия юриста тогда приносила неплохой доход, и на жизнь, видимо, все-таки хватало.
В журнале же первую роль играла его жена Софья Львовна (1878–1931). Видимо, поэтому женская тема в журнале занимала столь видное место. Даже не без излишеств (современным культурным лесбиянкам этот журнал до сих пор дорог и близок). Там печаталась не только Марина Цветаева, активной сотрудницей "Северных записок" была Софья Парнок (стихи под своим именем, рецензии под псевдонимом Андрей Полянин). В. Иванникова, которая недавно опубликовала указатель к журналу, приводит свои подсчеты: из 270 авторов, появившихся на его страницах хотя бы раз, было более 40 женщин. Это очень много даже по нынешним временам.
За короткий срок (из которого большая часть пришлась на годы войны) журнал стал заметным явлением, сумел привлечь массу интересных авторов — почти все акмеисты побывали на его страницах и на вечерах гостеприимной Софьи Львовны. Кстати, здесь же "Цех Поэтов" настиг кризис. Анна Ахматова позже вспоминала: «Мандельштам довольно усердно посещал собрания Цеха, но в зиму 1913–1914 (после разгрома акмеизма) мы стали тяготиться Цехом и даже дали Городецкому и Гумилеву составленное Осипом и мною прошение о закрытии Цеха. Городецкий наложил резолюцию: "Всех повесить, а Ахматову заточить — Малая, 63" (т. е. в Царском Селе). Было это в редакции "Северных записок"».
Не только акмеистам приглянулись «Северные записки». Одним из самых активных авторов был Бунин (в качестве поэта). Есенин, попав под арест, обращался к издателям с просьбой о выплате вперед причитающегося ему гонорара, первые переводы С. Маршака из Вильяма Блейка тоже появились здесь.
Журнал был далеко не только литературным. Список основных участников его общественно-политических, исторических и философских страниц приводит В. Иванникова во вступлении к своему указателю: «Авторами журнала были и университетские профессора (Е. В. Тарле, П. Ю. Шмидт, Е. Н. Щепкин), и политические деятели (А. Ф. Керенский, Н. Д. Авксентьев), и молодые филологи (Б. М. Эйхенбаум, Б. М. Энгельгардт, В. М. Жирмунский, Ю. А. Никольский), и ветераны революционного движения народников (Н. А. Морозов, А. И. Иванчин-Писарев, П. И. Торгашев, В. Н. Фигнер, Н. Л. Геккер), и недавние выпускники философских факультетов немецких университетов (Б. В. Яковенко, С. И. Гессен, Ф. А. Степун), и экономисты либерально-народнического направления (Н. П. Огановский, Дм. Илимский, Н. В. Чайковский, Б. Черненков В. В. Водовозов). Идеологи, члены партии или авторы, разделяющие взгляды социалистов-революционеров (Н. Д. Авксентьев, Н. Н. Брюллова-Шаскольская, Н. Я. Быховский, Б. Воронов, Ю. Делевский, В. М. Зензинов, Вен. Марков, В. М. Чернов), при их явном преобладании, соседствовали с представителями различных течений социал-демократии (В. Керженцев, М. А. Лурье, А. Я. Гуревич, В. А. Базаров) и кадетами (Г. А. Ландау)».
В заключение — цитата из "Нездешнего вечера" Марины Цветаевой, которая отчасти объясняет, как "Северные записки" смогли в столь короткий срок стать тем, чем они стали: «Дом «Северных Записок» был дивный дом: сплошной нездешний вечер. Стены книг, с только по верхам приметными темно-синими дорожками обоев, точно вырезанными из ночного неба, белые медведи на полу, день и ночь камин, и день и ночь стихи, особенно — «ночь». Два часа. Звонок по телефону: «К вам не поздно?» — «Конечно, нет! Мы как раз читаем стихи».— Это «как раз» было — всегда.
Так к ней тороплюсь, к Софье Исааковне, которая, наверное, с нетерпением ждет меня —услышать про мой (а этим и свой) успех».

По крайней мере с 1913 года дом принадлежал Марии Ивановне Любавиной.

Е. Ю. Иванов и К. К. Севастьянов, авторы «Списка утрат петербургских витражей» (1917—1998), отмечают, что до конца 1996 года на последней площадке парадной лестницы сохранялся витраж в технике травления стекла с нацветом. Образный ряд состоял из меандра и шестиконечных звезд. Окно заложено кирпичом, судьба витража авторам неизвестна.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   22   23   24

Hosted by uCoz